Как понимают статус малоимущего в различных самоуправлениях ЛАТВИИ
Кто имеет право на социальную помощь? Вопрос далеко не риторический: порядок в этой сфере регулируют законы, правила Кабинета министров и правила самоуправлений. Однако одинокая мать без работы и отец семейства, владеющий несколькими квартирами, де–факто могут считаться малоимущими — смотря, в каком самоуправлении они живут. В ходе проверок в регионах Латвии инспекторы Госконтроля обнаружили настолько интересные факты, что их впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса… О причудах статуса малоимущего рассказывают «ВЕСТИ».
Как, кому и в каком размере оказывают социальную помощь латвийские самоуправления, проверяла служба Государственного контроля. Ревизоры проанализировали эффективность и законность оказания социальной помощи самоуправлениями Лиепаи, Елгавы, Кандавы, Кулдиги, Рундале, Даугавпилса, Резекне, Лудзы и Сигулды за период с 1 января 2013–го по апрель 2014 года. Выводы ревизии на днях были отправлены руководству самоуправлений и опубликованы на домашней странице Госконтроля.
Прежде чем рассказать об итогах проверки, надо уточнить, что законодательство гарантирует социальную поддержку гражданам, негражданам и иностранцам, которые постоянно проживают на территории Латвии. А вот обязанность распределения социальной помощи и ответственность за это закон возложил на самоуправления…
Статус один — доходы разные
Ревизоры изучили тонны документов, причем не только отчеты и ведомости социальных служб проверяемых самоуправлений, но и воспользовались информационной базой таких организаций, как Государственная служба доходов, Государственная служба занятости, Регистр недвижимой собственности, Дирекция безопасности дорожного движения, Гарантийный фонд средств содержания и других структур, где могут быть зарегистрированы доходы и расходы жителей.
Это, конечно, не так интересно рядовому латвийцу, но для специалистов эти документы — кладезь информации, из которой видно, кому законно оказана социальная поддержка, а кому, так сказать, авансом или по доброте душевной самоуправления.
Интересно вот что: среди получателей социальной поддержки оказались семьи, в собственности которых зарегистрирована дополнительная недвижимость — кроме той, в которой они проживают. В некоторых случаях статус малообеспеченной семьи был присвоен в том числе тем, кому принадлежат 5–6 объектов недвижимости! Если это не чахлая сараюшка или горе–гараж для подержанного автомобиля, то дополнительная недвижимость — это реальная прибыль в виде сдачи ее в аренду или потенциальная — если ее продать.
Оказалось, есть случаи, когда семья получала пособие, хотя недавно продала недвижимость например за 190 000 евро. В этой категории есть и свои «миллионеры»: так, одна из провинциальных малообеспеченных семей владеет несколькими квартирами в Риге и домом в Юрмале. Ревизоры также обнаружили и «малоимущих», в чьей собственности находятся в общей сложности девять автомобилей; есть семьи, обладающие солидным счетом — вплоть до… 50 000 евро.
В ходе проверки выявлены семьи, профессионально использующие все возможные и невозможные виды социальной помощи: так, семья из пяти человек получала семь видов пособий, общая сумма которых составляет несколько тысяч евро в год.
Взяв на выбор несколько семей в одном самоуправлении, которым присуждался статус малоимущих, Госконтроль пришел к выводу, что 11 семьям статус был дан обоснованно, а вот 24 семьи не имели никаких оснований для этого.
Госконтроль дал рекомендации каждому самоуправлению. Так, почти все проверяемые самоуправления допустили те или иные нарушения, присудив статус малоимущей семье, пребывающей в большем или меньшем достатке, или, наоборот, отказав нуждающимся, используя бюджетные средства самоуправления для целей, не укладывающихся в рамки помощи малоимущим.
Кандавское самоуправление достаточно экономно использует средства самоуправления, однако и здесь ревизия нашла «не ту графу»: были неправильно распределены бюджетные 3 131,91 евро.
Елгавское самоуправление, по заключению ревизии Госконтроля, не всегда присуждало квартирные пособия тем, чье положение требует поддержки, в том числе «не туда» использовано 12 103,24 евро.
Сигулдское самоуправление замечено за использованием не по назначению 10 905,02 евро. Ему в том числе дана рекомендация строже относиться к определению нуждающихся семей, кому присуждается льгота 90% на оплату налога на недвижимость.
В Лиепае, отметили ревизоры, социальная помощь осуществлялась соответственно требованиям закона, однако ревизия обнаружила случаи, когда наниматели жилья в хозяйских домах не получали возможности улучшить свои жилищные условия при поддержке самоуправления.
Даугавпилсская дума установила 21 категорию получателей социальной помощи, но порядок признания нуждающихся в помощи не всегда прозрачен. Так, семьи неправомерно получили помощь в общей сложности на сумму 37 525,64 евро.
На социальную помощь и услуги самоуправления расходуются немалые средства. Например, Резекненское самоуправление в 2013 году выделило на эти цели 1 740 357 евро, что составило 5,85% от общего бюджета самоуправления. Поэтому очень важно, чтобы они доставались тем, кто не имеет возможности обеспечить себя самым необходимым…
Помогать бедным
Согласно выводам Госконтроля, у латвийских самоуправлений нет единого мнения об основных принципах социальной помощи. Самоуправлениям рекомендовано разработать единые критерии для присуждения социальной поддержки, хотя бы в рамках самоуправления.
А теперь вернемся к началу рассказа, где мы говорили, что государство поручило самоуправлениям оказывать населению социальную помощь, оставив за ними и право определять критерии нуждающихся. Вот самоуправления и делают это в рамках своих возможностей. Хотя мы живем в одной стране, доходы самоуправлений, а также проживающих в них жителей, различны. Одно самоуправление, где развита экономика, богаче и имеет больше возможности помогать своим нуждающимся жителям; другое, где нет ни развития, ни работоспособного населения, — бедное, и помогать ему своим беднякам нечем, хотя вот здесь–то и нужна помощь.
Возможно, поэтому где–то решают, что шесть объектов недвижимости и пять автомобилей — это бедность, и надо поддержать земляка; в других, как говорится, не до помощи — самим есть нечего (хотя с объектами недвижимости, возможно, случился недосмотр). Тем не менее говорить о введении единого по стране критерия для присуждения статуса малоимущего и нуждающегося неразумно: мы, хоть и латвийцы, но живем по–разному…
Пособие не полагается
В редакцию не раз обращались люди, которым в том или ином случае отказали в социальном пособии. Так, читательница рассказала, что приютила племянницу из деревни, задекларировала ее, а социальная служба отказала в помощи в оплате коммунальных услуг.
Также была ситуация, когда супруги фактически разошлись, но задекларированы по одному адресу. Женщина потеряла работу, помощи от мужа не получает, и социальная служба тоже отказала ей в поддержке. Как быть?
Пожилые люди, например, отложившие себе на старость (читай — на похороны) небольшую сумму, тоже не получили помощь от Рижского самоуправления. Немало семей нуждаются, но тем не менее, согласно нормативам, социальная помощь им не положена.
В 2015 году Рижская дума приняла правила, которые определяют, что социальная помощь рижанам не будет привязана к установленному в стране минимуму. Тем не менее, кроме установленного размера дохода, претендующие на получение помощи должны соответствовать еще нескольким нормам. В частности, не владеть другой недвижимостью, кроме той, в которой задекларированы и проживают, накоплений, автомобиля (нового или дополнительного)…
(!)
Подробнее — на домашней страничке Государственного контроля: www.lrvk.gov.lv
и департамента благосостояния Рижской думы: www.ld.riga.lv